Содержание

  1. Виды проводов для зарядки электромобилей
  2. Требования к электрозаправкам
  3. Как выбрать кабель для зарядки?
  4. Какой кабель нужен для быстрой зарядки?

Кабель для зарядки электромобиля является обычным расходником, так как со временем он изнашивается и его приходится заменять. Вообще кабелям уделяется не так много внимания, чем самой электрозаправке и, тем более, электрокару.

Зачастую многие автовладельцы решают не тратиться и берут бюджетный и не очень качественный вариант. И так продолжается бесконечно: покупают один за другим, считая, что так и должно быть. Давайте попробуем подробнее разобраться в зарядных кабелях.

Виды проводов для зарядки электромобилей

Оборудуя электрозаправную станцию, важно выбирать для нее качественные и надежные провода. Они различаются по нескольким параметрам:

  • Количество жил. В кабеле находится токоведущая жила, которой в проводе может быть 1-5 шт. Поэтому, по количеству жил зарядные провода можно поделить на трехжильные и пятижильные. Первые подойдут для однофазных устройств, второй вариант - для трехфазных на 380 вольт.
  • Сечение. Как уже говорилось, в кабеле есть токоведущая жила, и ее площадь среза называется сечением. Этот показатель измеряется в квадратных миллиметрах и варьируется от 1,5 до 120 мм² для медных и от 2,5 до 120 мм² для алюминиевых жил.
  • Материал. Жилы изготовляют из меди и алюминия. Последний – более мягкий и хрупкий.
  • Защита. Для коммерческих зарядок предусмотрена многослойная изоляция: оплетка жилы, промежуточное заполнение, защитный экран, металлическая оболочка, битумно-пленочный подслой, наружная пластикатная оболочка.

*Изоляция провода должна быть устойчивой к воздействию масел, воды, нефтепродуктов, к механическим и динамическим нагрузкам, к коррозии, к низким температурам и прочим внешним факторам.

Требования к электрозаправкам

Для установки электрозаправки используются:

  • Зарядные розетки для устройств AC применяются для подключения мобильного кабеля. Как правило, это Type 2 и GB/T, американский Type 1 в этом не нуждается.
  • Штекерные системы с силовыми, сигнальными контактами с напиленным серебряным покрытием. Также, в оборудовании есть датчики для контроля температуры и блокирующий механизм, который выключается автоматически, не допуская повреждений батареи.
  • Зарядные контроллеры для автоматизации процессов обслуживания. Они следят за тем, чтобы все процедуры соответствовали международным сертификациям. Они отвечают за процесс авторизации, управляют нагрузкой и другими процессами, в целях корректного взаимодействия с системой.
  • Электронные панели обслуживания, счетчики электроэнергии, стабилизаторы питания, блоки, которые защищают от скачков напряжения.
  • Крепежные детали: держатели, монтажные рейки и пр.

Для подключения зарядной станции используется провод спецификации ВВГнг (ГОСТ) сечением от 5*16. Все выводы оснащены автоматами на 16А или 32А (зависимо от типа зарядного устройства). Также, нужно позаботиться о заземлении. Для этого на линиях устанавливают УЗО.

Условия для корректного монтажа зарядного оборудования:

  • Подключаться стоит через отдельную линию электропитания, без сторонних приборов.
  • Провод, по своим техническим характеристикам, должен соответствовать зарядной установке по мощности.
  • На каждом отводе сети обязательно устанавливайте линейные защитные выключатели (LS).
  • Если зарядная станция не имеет встроенных выключателей, то на каждой точке подключения со стороны оборудования нужно ставить отдельные автоматические выключатели, например, Typ A EV или Typ B. Если встроенная защита присутствует, то достаточно Typ A.

Как выбрать кабель для зарядки?

Сечение кабеля для зарядки электромобиля

Сечение кабеля = площадь среза 1-й токоведущей жилы + площадь среза 2-й токоведущей жилы + площадь среза 1-й токоведущей жилы (в зависимости от количества жил).

Медные жилы кабеля

Сечение, мм2 1-фазная сеть 3-фазная сеть
Сила тока, А Мощность, кВт Сила тока, А Мощность, кВт
1,5 19 4,1 16 10,5
2,5 27 5,9 25 16,5
4 38 8,3 30 19,8
6 46 10,1 40 26,4
10 70 15,4 50 33
16 85 18,7 75 49,5
25 115 25,3 90 59,4
35 135 29,7 115 75,9
50 175 38,5 145 95,7
70 215 47,3 180 118,8
95 260 57,2 220 145,2
120 300 66 260 171,6

Алюминиевые жилы кабеля

Сечение, мм2 1-фазная сеть 3-фазная сеть
Сила тока, А Мощность, кВт Сила тока, А Мощность, кВт
2,5 22 4,4 19 12,5
4 28 6,1 23 15,1
6 36 7,9 30 19,8
10 50 11 39 25,7
16 60 13,2 55 36,3
25 85 18,7 70 46,2
35 100 22 85 56,1
50 135 29,7 110 72,6
70 165 36,3 140 92,4
95 200 44 170 112,2
120 230 50,6 200 132

Из таблиц мы видим допустимые параметры силы тока и мощности для каждого диаметра сечения.

При выборе зарядного кабеля обращайте внимание на длину магистрали: если ее протяжность 10 метров и меньше, то достаточно сечения 4 мм², если 15 метров и больше – нужно уже 5-6 мм². То есть, чем больше расстояние передачи тока, тем больше должно быть сечение.

Для линии 16А оптимальным вариантом станет трехпроводной 1,5 мм², но для перестраховки лучше взять 2,5мм².

Какой кабель нужен для быстрой зарядки?

Для быстрой и качественной зарядки электромобиля важно подобрать правильный кабель. Среди популярных кабелей - Mode 2 и Mode 3. Первый очень часто поставляется в комплекте от производителя и предназначен для подключения к стандартной розетке.

Mode 3 – наиболее распространён, подключается к зарядным станциям и обеспечивает зарядку мощностью до 43 кВт. Зачастую такие кабели оборудованы розеткой Type 2.

Выбирая кабель для быстрой зарядки, посчитайте, какую условно мощность можно выделить с учетом других потребителей. От мощности зависит тип и сечение кабеля: для подключения зарядки на 3,7 кВт потребуется трехжильный сечением 2,5 мм². Лучшую проводимость имеют медные варианты.