Содержание
- Виды проводов для зарядки электромобилей
- Требования к электрозаправкам
- Как выбрать кабель для зарядки?
- Какой кабель нужен для быстрой зарядки?
Кабель для зарядки электромобиля является обычным расходником, так как со временем он изнашивается и его приходится заменять. Вообще кабелям уделяется не так много внимания, чем самой электрозаправке и, тем более, электрокару.
Зачастую многие автовладельцы решают не тратиться и берут бюджетный и не очень качественный вариант. И так продолжается бесконечно: покупают один за другим, считая, что так и должно быть. Давайте попробуем подробнее разобраться в зарядных кабелях.
Виды проводов для зарядки электромобилей
Оборудуя электрозаправную станцию, важно выбирать для нее качественные и надежные провода. Они различаются по нескольким параметрам:
- Количество жил. В кабеле находится токоведущая жила, которой в проводе может быть 1-5 шт. Поэтому, по количеству жил зарядные провода можно поделить на трехжильные и пятижильные. Первые подойдут для однофазных устройств, второй вариант - для трехфазных на 380 вольт.
- Сечение. Как уже говорилось, в кабеле есть токоведущая жила, и ее площадь среза называется сечением. Этот показатель измеряется в квадратных миллиметрах и варьируется от 1,5 до 120 мм² для медных и от 2,5 до 120 мм² для алюминиевых жил.
- Материал. Жилы изготовляют из меди и алюминия. Последний – более мягкий и хрупкий.
- Защита. Для коммерческих зарядок предусмотрена многослойная изоляция: оплетка жилы, промежуточное заполнение, защитный экран, металлическая оболочка, битумно-пленочный подслой, наружная пластикатная оболочка.
*Изоляция провода должна быть устойчивой к воздействию масел, воды, нефтепродуктов, к механическим и динамическим нагрузкам, к коррозии, к низким температурам и прочим внешним факторам.
Требования к электрозаправкам
Для установки электрозаправки используются:
- Зарядные розетки для устройств AC применяются для подключения мобильного кабеля. Как правило, это Type 2 и GB/T, американский Type 1 в этом не нуждается.
- Штекерные системы с силовыми, сигнальными контактами с напиленным серебряным покрытием. Также, в оборудовании есть датчики для контроля температуры и блокирующий механизм, который выключается автоматически, не допуская повреждений батареи.
- Зарядные контроллеры для автоматизации процессов обслуживания. Они следят за тем, чтобы все процедуры соответствовали международным сертификациям. Они отвечают за процесс авторизации, управляют нагрузкой и другими процессами, в целях корректного взаимодействия с системой.
- Электронные панели обслуживания, счетчики электроэнергии, стабилизаторы питания, блоки, которые защищают от скачков напряжения.
- Крепежные детали: держатели, монтажные рейки и пр.
Для подключения зарядной станции используется провод спецификации ВВГнг (ГОСТ) сечением от 5*16. Все выводы оснащены автоматами на 16А или 32А (зависимо от типа зарядного устройства). Также, нужно позаботиться о заземлении. Для этого на линиях устанавливают УЗО.
Условия для корректного монтажа зарядного оборудования:
- Подключаться стоит через отдельную линию электропитания, без сторонних приборов.
- Провод, по своим техническим характеристикам, должен соответствовать зарядной установке по мощности.
- На каждом отводе сети обязательно устанавливайте линейные защитные выключатели (LS).
- Если зарядная станция не имеет встроенных выключателей, то на каждой точке подключения со стороны оборудования нужно ставить отдельные автоматические выключатели, например, Typ A EV или Typ B. Если встроенная защита присутствует, то достаточно Typ A.
Как выбрать кабель для зарядки?
Сечение кабеля для зарядки электромобиля
Сечение кабеля = площадь среза 1-й токоведущей жилы + площадь среза 2-й токоведущей жилы + площадь среза 1-й токоведущей жилы (в зависимости от количества жил).
Медные жилы кабеля
Сечение, мм2 | 1-фазная сеть | 3-фазная сеть | ||
---|---|---|---|---|
Сила тока, А | Мощность, кВт | Сила тока, А | Мощность, кВт | |
1,5 | 19 | 4,1 | 16 | 10,5 |
2,5 | 27 | 5,9 | 25 | 16,5 |
4 | 38 | 8,3 | 30 | 19,8 |
6 | 46 | 10,1 | 40 | 26,4 |
10 | 70 | 15,4 | 50 | 33 |
16 | 85 | 18,7 | 75 | 49,5 |
25 | 115 | 25,3 | 90 | 59,4 |
35 | 135 | 29,7 | 115 | 75,9 |
50 | 175 | 38,5 | 145 | 95,7 |
70 | 215 | 47,3 | 180 | 118,8 |
95 | 260 | 57,2 | 220 | 145,2 |
120 | 300 | 66 | 260 | 171,6 |
Алюминиевые жилы кабеля
Сечение, мм2 | 1-фазная сеть | 3-фазная сеть | ||
---|---|---|---|---|
Сила тока, А | Мощность, кВт | Сила тока, А | Мощность, кВт | |
2,5 | 22 | 4,4 | 19 | 12,5 |
4 | 28 | 6,1 | 23 | 15,1 |
6 | 36 | 7,9 | 30 | 19,8 |
10 | 50 | 11 | 39 | 25,7 |
16 | 60 | 13,2 | 55 | 36,3 |
25 | 85 | 18,7 | 70 | 46,2 |
35 | 100 | 22 | 85 | 56,1 |
50 | 135 | 29,7 | 110 | 72,6 |
70 | 165 | 36,3 | 140 | 92,4 |
95 | 200 | 44 | 170 | 112,2 |
120 | 230 | 50,6 | 200 | 132 |
Из таблиц мы видим допустимые параметры силы тока и мощности для каждого диаметра сечения.
При выборе зарядного кабеля обращайте внимание на длину магистрали: если ее протяжность 10 метров и меньше, то достаточно сечения 4 мм², если 15 метров и больше – нужно уже 5-6 мм². То есть, чем больше расстояние передачи тока, тем больше должно быть сечение.
Для линии 16А оптимальным вариантом станет трехпроводной 1,5 мм², но для перестраховки лучше взять 2,5мм².
Какой кабель нужен для быстрой зарядки?
Для быстрой и качественной зарядки электромобиля важно подобрать правильный кабель. Среди популярных кабелей - Mode 2 и Mode 3. Первый очень часто поставляется в комплекте от производителя и предназначен для подключения к стандартной розетке.
Mode 3 – наиболее распространён, подключается к зарядным станциям и обеспечивает зарядку мощностью до 43 кВт. Зачастую такие кабели оборудованы розеткой Type 2.
Выбирая кабель для быстрой зарядки, посчитайте, какую условно мощность можно выделить с учетом других потребителей. От мощности зависит тип и сечение кабеля: для подключения зарядки на 3,7 кВт потребуется трехжильный сечением 2,5 мм². Лучшую проводимость имеют медные варианты.