Содержание

  1. Типы зарядных станций для электромобилей
  2. Разъемы для зарядки электромобилей
  3. Быстрая зарядка электромобилей
  4. Зарядка для электромобиля средней скорости
  5. Медленная зарядка
  6. По способу крепления
  7. Режимы зарядки
  8. Дополнительные функции

Стандарты коннекторов и режимы зарядки - достаточно запутанная тема и, пожалуй, самая сложная в освоении электромобиля. С дизельным авто не надо думать о типе топливного пистолета на АЗС (главное не перепутать с бензином). Попробуем разобраться.

Типы зарядных станций для электромобилей

Все существующие зарядные станции и устройства можно классифицировать по следующим параметрам:

  • Зарядные разъемы (порты);
  • Мощность зарядки (быстрая, средней скорости, медленная);
  • Способ крепления;
  • Режимы зарядки;
  • Дополнительный функционал.

Рассмотрим более подробно каждую классификацию.

Разъемы для зарядки электромобилей

Для начала разберемся что такое разъем и коннектор. Разъем или порт - это гнездо в электромобиле, коннектор - это штекер кабеля, который вставляется в разъем авто.

Порт зарядки Максимальная мощность Вид тока Режим работы
Type 1 J1772 7,4 кВт AC Mode 2/Mode 3
Type 2 (Mennekes) 22 кВт (1 фазы) і 7,4 кВт (3 фазы) AC Mode 2/Mode 3
CHAdeMO 62,5 кВт DC Mode 4
CCS Combo (Type 1/Type 2) 250 кВт DC Mode 4
GB/T 22 кВт AC і 237,5 кВт DC AC/DC Mode 2/Mode 3/Mode 4
Tesla Supercharger 145 кВт (у версии 2) і 250 кВт (у версии 3) DC -

*Так выглядят разные виды разъемов

Type 1 J1772 - американский стандарт медленной зарядки. Используется для зарядки большинства электромобилей, произведенных для продажи в Японии и США. Подзарядка происходит с помощью 1-фазной сети переменного тока с максимальным напряжением 230 В и силой тока 32 А.

Type 2 (Mennekes) - европейский стандарт медленной зарядки. Также, этот порт устанавливают на электромобили, изготовленные для рынка ЕС и даже на некоторые китайские авто, которые прошли адаптацию. Type 2 может использовать однофазную и трехфазную сеть, с максимальным напряжением 400 В и силой тока 60 А.

CHAdeMO - стандарт быстрой зарядки, созданный в Японии. Рассчитан на максимальное напряжение 500 В и силу тока 125 А.

CCS Combo (Type 1/Type 2) - комбинированный тип коннектора, имеет встроенный инвертор, который преобразует постоянный ток в переменный. Транспорт, оснащенный таким портом, может заряжаться как AC, так и DC. Для Европы предлагают разъем Combo 2 совместимый с Mennekes, а для США и Японии Combo 1 совместим с J1772.

GB/T - китайский стандарт зарядки. Существует два типа портов для этого стандарта - один для медленной, второй для быстрой зарядки.

*Интересно, получится ли когда-нибудь автопроизводителям договориться об общем стандарте зарядного порта.

Быстрая зарядка электромобилей

Быстрые зарядки (Rapid) – это самый быстрый способ зарядки электромобиля, ведь такие зарядные станции обеспечивают высокую мощность постоянного или переменного тока. В зависимости от модели электромобили можно зарядить до 80% всего за 20 минут. Условно такие устройства можно разделить на несколько видов:

  • Скоростные зарядки Rapid DC обеспечивают мощность 50 кВт и более и используют стандарты зарядки CHAdeMO или CCS.
  • Сверхбыстрые зарядки постоянного тока обеспечивают мощность в 100, 200 и даже 350 кВт и зарядку через разъемы CCS или CHAdeMO. Для электромобилей, способных потреблять 100 кВт и более, время зарядки составляет 20-40 минут.
  • Tesla Supercharger также обеспечивает быструю зарядку электромобилей Тесла постоянным током. Они могут заряжаться до 150 кВт.
  • Экспресс зарядки переменного тока, обеспечивающие мощность 43 кВт и использующие стандарт зарядки Type 2.

Зарядка для электромобиля средней скорости

Зарядные станции средней скорости (Fast) обычно рассчитаны на мощность 7 кВт или 22 кВт (одно- или трехфазные 32 А). Их можно найти в таких местах, как парковки, супермаркеты или развлекательные центры, где вы, вероятно, будете припаркованы в течение часа или больше.

Время зарядки зависит от скорости устройства и транспортного средства: зарядка на 7 кВт зарядит электромобиль с аккумулятором на 40 кВт/ч за 4-6 часов, а зарядка на 22 кВт за 1-2 часа.

Зарядные устройства Tesla обеспечивают мощность 11 кВт или 22 кВт, но, как и сеть Supercharger, предназначены только для моделей Tesla или используются ими.

Медленная зарядка

Медленные зарядные устройства (Slow) рассчитаны на мощность до 3,7 кВт (Type 1/Type 2). Время зарядки зависит от зарядного устройства и электромобиля, но обычно занимает 6-12 часов. Большинство медленных зарядных устройств не привязаны к какому-либо месту, то есть портативны.

Медленная зарядка – очень распространенный метод зарядки электромобилей, используемый многими владельцами для ночной подзарядки дома. Однако они не ограничиваются домашним использованием, их также можно найти на рабочем месте и в общественных местах.

По способу крепления

Еще одна классификация зарядок - способ установки:

  • Напольные. Такие зарядные станции предназначены для стационарной установки, и приобретаются преимущественно в коммерческих целях.
  • Настенные. Из названия уже понятно куда они устанавливаются. Такую зарядку можно разместить как у себя дома, так и в публичных местах (парковка, автостоянка).
  • Переносные. Это портативные устройства, которые можно легко переносить и брать с собой в дорогу.

Режимы зарядки

Режимы зарядки можно классифицировать в зависимости от типа тока.

Mode 1. Наиболее маломощный тип зарядки переменным током от обычной домашней розетки. Время зарядки - 12 часов и более. Процесс происходит без специального оборудования, и имеет низкий уровень безопасности при подключении.

Mode 2. Тип зарядки переменным током, который применяется как дома, так и на зарядных станциях. Коннекторы имеют систему защиты внутри кабеля.

Mode 3. Самый мощный режим, который используется на станциях с переменным током. Подходит как для однофазной, так и для трехфазной сети.

Mode 4. Тип зарядных станций, где применяется постоянный ток. Мощность подобных комплексов для некоторых электромобилей бывает слишком высока. Такие зарядные станции можно увидеть на городских парковках и шоссе, хотя они довольно редки в Украине. Чтобы обустроить такой комплекс нужна отдельная линия электроснабжения большой мощности.

Tesla Supercharger. Отдельный тип зарядных станций Tesla Supercharger, которые обеспечивают высокую зарядную мощность (до 250 кВт постоянного тока).

Также, режимы зарядки можно классифицировать и по мощности:

  • Для бытовых электрических сетей переменного тока 220 В до 16 А (3,7 кВт). Их часто называют кабельными.
  • Для ускоренной зарядки от электросетей переменного тока до 380 В, сила тока от 16 А до 40 А, мощность - от 3,7 до 30 кВт.
  • Fast charger - зарядка постоянным током, которая подает питание на аккумулятор минуя инвертор. Это габаритное стационарное оборудование мощностью до 440 кВт.

Дополнительные функции

Зарядные станции, в зависимости от модели, могут иметь дополнительный функционал, который делает их более удобными и полезными для пользователей. Вот некоторые возможные функции:

  • Системы оплаты: интеграция различных методов оплаты, таких как кредитные карты, мобильные платежи или подписка для упрощения процесса оплаты заряда.
  • Удаленное управление: дополнительная функция для владельцев зарядных станций для удаленного управления зарядкой, мониторинга состояния и регулировки мощности заряда через мобильное приложение или веб-панель.
  • Хранение данных о зарядке: зарядные станции могут вести учет зарядных сессий, информацию о расходах электроэнергии и другие данные, которые полезны для пользователей и операторов зарядных сетей.
  • Персонализация: возможность настройки зарядки для конкретных потребностей пользователя, включая ограничение доступа, установку режимов заряда и другие параметры.
  • Системы поддержки пользователей: интеграция системы поддержки пользователей через чат-боты или голосовые ассистенты для решения проблем и ответа на вопросы пользователей.
  • Энергоэффективность: функции, которые позволяют оптимизировать использование энергии и поддерживать более низкое воздействие на окружающую среду.
  • Информационные сервисы: предоставление пользователям информации о доступности зарядных станций, ценах на зарядку, прогноз спроса и другие полезные данные.
  • Системы безопасности: видеонаблюдение и системы безопасности для защиты зарядных станций и автомобилей во время зарядки.
  • Потребительские услуги: услуги, помогающие пользователям провести время во время зарядки, такие как Wi-Fi, кафе, магазины и т.д.

Классификаций много, а электромобилей еще больше, и их актуальность с каждым днем набирает обороты. Рынок электротранспорта непредсказуем: кто бы мог подумать, что наибольшее развитие в приросте портов наблюдается у станций переменного тока, потому что их подключение проще, цена доступнее, и окупаемость значительно интереснее. В общем, следите вместе с нами за развитием электромобильной инфраструктуры и будьте в курсе всех нововведений.